Главная страница

Профилактика в сфере противодействия терроризму среди обучающихся


Организационные документы

Приказ о назначении ответственных за антитеррористическую безопасность 

Закрепляет ответственного по всей образовательной организации и определяет его обязанности

Подпункт «а» пункта 24 Требований, утв. постановлением Правительства от 02.08.2019 № 1006

План мероприятий по антитеррористической защищенности Скачать

Определяет мероприятия, по результатам реализации которых образовательная организация обеспечит антитеррористическую защищенность

Подпункт «е» пункта 11 Требований, утв. постановлением Правительства № 1006


Направления работы педагогов по профилактике экстремизма и терроризма в сфере образования

В настоящее время экстремистские движения среди молодого поколения проявляются в отвержении принятых общественных норм поведения, законов в целом, возникновении неформальных объединений противоправного характера.

Экстремисты проявляют неуважение и нетерпимость к гражданам России иных социальных групп, национальностей или придерживающихся отличных политических, моральных, эстетических и религиозных принципов.

По причине недостаточной социальной адаптированности молодого поколения масштабное развитие разрушающих сознание идей молодежного экстремизма сегодня является серьезной проблемой.

Профилактика терроризма

Существуют следующие направления профилактической деятельности по отношению к экстремизму и терроризму в процессе образования:

  1. Доведение до молодого поколения информации об опасности участия в экстремистских организациях.
  2. Организация педсоветов с приглашением сотрудников правоохранительных органов, проведение классных мероприятий и родительских лекториев с целью разъяснения степени ответственности родителей и их чад за правонарушения в сфере экстремизма.
  3. Важное внимание имеет внешний вид учащегося, то, чем он занимается в свободное время, как пользуется Интернетом и мобильной связью.
  4. Профилактика экстремизма и терроризма в школе призвана повышать среди молодых людей стремление к здоровому и культурному образу жизни (беседы по патриотическому воспитанию, организация летнего отдыха, временное трудоустройство несовершеннолетних, проведение спортивных и культурных мероприятий).
  5. Развитие в подростковой среде толерантности, повышение социальной осознанности. Это проявляется прежде всего в способности к сочувствию и сопереживанию.
  6. Убеждение детей отказаться от стереотипов в межличностном общении. Для этого нужны совместная деятельность подростков, творческий подход в коллективе, внедрение дискуссионных методов, ролевых игр, ведение переговоров.
  7. Воспитание в детях уважения к достоинству каждого члена общества.
  8. Создание условий, направленных на погашение агрессии и снятие напряжения.
  9. Разработка альтернативных направлений для реализации экстремальной идеологии молодого поколения: творческие и спортивные достижения, хобби и клубы разной направленности.

Пристального внимания заслуживают подростки, находящиеся в «зоне риска». В этом случае профилактические меры по исключению экстремистских проявлений должны быть нацелены на тех, чья жизненная ситуация и принципы дают возможность предположить их попадание в сферу активного проявления экстремизма.


Эффективная деятельность по профилактике данных общественных течений зачастую определяется грамотным формированием у сотрудников образовательной структуры навыков воспитания подрастающего поколения с точки зрения толерантного сознания и представления о городской среде, общественной идеологии и культуре.

Важна своевременная разработка и внедрение в программы образования инновационных комплексов, которые будут иметь основной целью развитие толерантного сознания и поведения у молодых людей.

Личность человека формируется и развивается в процессе социализации. Первичное воспитание он получает непосредственно в семье. Считается, что фундаментальное мышление закладывается именно в этой общественной группе. Далее на учебные заведения также возлагаются определенные воспитательные функции.

Обязанности специалиста по противодействию терроризму

В круг непосредственных обязанностей специалиста, отвечающего за антитеррористическую безопасность, входят:

  • организация деятельности по антитеррористической защите процесса обучения;
  • проведение культурно-массовых мероприятий в учебном заведении;
  • выполнение решений, принятых вышестоящей комиссией;
  • разработка планов проведения мероприятий, проектов приказов руководства в сфере обеспечения контртеррористической защищенности, ведение отчетности;
  • составление и проведение инструктажа действий руководства, персонала и обучающихся;
  • организация, обеспечение и контроль пропускного режима;
  • ежедневный контроль за территорией и учебными помещениями;
  • вынесение на рассмотрение руководства способов эффективной борьбы с терроризмом;
  • проведение учебных занятий и тренировок с персоналом и учащимися;
  • координация действий персонала учебной организации и учеников в случае наступления угрозы или теракта;
  • поддержание связей с МВД, ФСБ и прочими госучреждениями, занимающимися обеспечением антитеррористической защиты;
  • разработка внутренних нормативов, плакатов, наглядных стендов и методической информации.

Примерный план работы на учебный год

Профилактика экстремизма и терроризма в школе предполагает разработку подробного плана мероприятий, в котором указываются сроки выполнения и ответственные лица.

Мероприятие основных направлений Срок исполнения Ответственные
1 Доведение до учителей инструкций по теме «План мероприятий против террора» Сентябрь Заместитель директора по воспитательной работе (ВР), учитель ОБЖ
2 Раздача методических инструкций с рекомендациями по предотвращению экстремизма и терроризма На протяжении учебного года Заместитель директора по ВР, классные руководители, педагог по социальной работе, психолог
3 Изучение педагогическим коллективом нормативной информации по противодействию терроризму В течение учебного года Заместители директора по ВР
4 Усиление строгости пропускного режима Периодически в течение учебного времени Заместитель директора по воспитательной работе
5 Контроль за посещением посторонними лицами территории и помещения учебного заведения На протяжении учебного года Вахтер
6 Ежедневный обход зданий В течение года Дежурный учитель, заместитель директора
7 Обновление предметов профилактической наглядной агитации: стендов, уголков по противодействию экстремизму и терроризму в классах Единожды в четверть Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, представители социальной и психологической службы учреждения образования
8 Проведение учебных тренировок по отработке сотрудничества администрации и правоохранительных органов при террористической угрозе Дважды в год Помощник директора по работе с учащимися
9 Проведение классных часов в форме игровой деятельности на тему толерантного воспитания Сентябрь Классные руководители начальной школы
10 Классные часы на тему: «Мы против терроризма»; «Терроризм и экстремизм – зло против человечества» Сентябрь Классные руководители среднего школьного звена
11 Организация волонтерской деятельности по реализации мероприятий, направленных на противодействие экстремизму среди молодежи Октябрь Заместитель директора по воспитательной работе
12 Общешкольное родительское собрание по теме «Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности с целью недопущения возможности их участия в несанкционированных мероприятиях» Октябрь Классные руководители 9-х классов
13 Лекция с использованием презентации по теме: «Профилактика терроризма и экстремизма в школе» для обучающихся с точки зрения межнациональных отношений Ноябрь Социальный педагог
14 Занятия ОБЖ по теме «Законодательство РФ в сфере противодействия экстремистской деятельности» Декабрь Учитель ОБЖ
15 Уроки обществознания: «Гражданин страны как человек свободный и ответственный»; «Правоотношения и правонарушения»; «Человек в системе социально-общественных нормативов» Январь Учитель обществознания
16 Викторина «Культурный мир и традиции разных народов» Январь Социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе
17 Уроки народного единства в рамках проведения месячника по военно-патриотической деятельности Февраль Классные руководители
18 Организация выставки на базе библиотеки «Традиции русского народа и обычаи народностей, живущих в РФ» Март Школьный библиотекарь
19 Конкурс художественных рисунков и плакатов «Сила в единстве» Апрель Социальный педагог, заместители директора по воспитательной работе
20 Оформление стенда «Правовое воспитание», размещение информации о проведении дней толерантности в учебном заведении Май Социальная служба учебного заведения
21 Размещение на официальном сайте информации по толерантному воспитанию На протяжении учебного года Учителя информатики
22 Проведение заседаний Советов профилактики в образовательном учреждении с целью предупреждения межнациональной вражды между учениками. Индивидуальная работа с обучающимися из «группы риска» В течение года Социальный педагог, заместитель директора по ВР
23 Организация и проведение индивидуальных и групповых сессий с педагогом-психологом В течение учебного года Школьный психолог
24 Мониторинг социально-психологического комфорта в классе Дважды в год Педагог-психолог, классные руководители
27 Мониторинг сети Интернет 2 раза за учебный год Социальный педагог, классные руководители
28 Проведение родительских лекториев на тему: «Профилактика идеологии терроризма и экстремизма в школе» В течение года

Классные руководители.